Рязанские дома и их истории
Об известных и не очень известных, но интересных домах Рязани
Дворянское собрание
(Улица Ленина, 57)
На углу улиц Ленина и Почтовой стоит жёлтое здание в стиле классицизм с заметной издали полуротондой, украшенной колоннами и лепными вставками. Вот уже 20 лет здесь размещается Рязанская областная Дума. До революции здание принадлежало рязанскому Дворянскому собранию. В конце XVIII века высшее общество проводило встречи, вечера и балы в Редутном доме (Семинарская улица, 48, где находился бывший военный госпиталь). В 1800 году было решено перебраться в самый центр города, на Астраханскую улицу (ныне ул. Ленина). Нынешнее здание состоит из трёх разных частей. Самая старая часть — секция с портиком со восемью колоннами и треугольным фронтоном, выходящая на улицу Ленина. Эту часть построили к 1805 году, но уже вскоре после открытия Дворянское собрание выкупило соседний дом на углу с Почтовой улицей у купца Рюмина. Чтобы объединить строения в единой стилистике, на углу выстроили полуротонду с колоннами и декором, соответствующем фасаду по Астраханской улице. Тем не менее, фасад по Почтовой отличается по декору, и это хорошо видно на фотографиях. Комплекс был готов к 1814 году.
Здание состоит из трёх разных частей
Правая, самая высокая часть здания располагается по улице Ленина. Этот корпус с новым парадным залом пристроили в 1850—1853 годах по проекту архитектора Н. И. Воронихина. Это уже не чистый классицизм, а эклектика с элементами неоренессанса. В парадном зале периодически выступали посещавшие Рязань знаменитости, например, певцы: Ф. Шаляпин, Л. Собинов, Г. Пирогов, А. Нежданова. Дворянское собрание становится главным культурно-развлекательным центром Рязани. По иронии судьбы именно здесь проходили заседания губернского комитета по реформам, освобождающим крестьян в середине XIX века. В главном зале давали обед во время празднования 800-летия города в 1895 году. Если в начале XIX века сюда могли попасть только дворяне, то в конце того же столетия двери были открыты уже почти для всех сословий.
Астраханская улица в начале ХХ века. Справа на переднем плане — новый зал Дворянского собрания. В круглых медальонах над окнами второго этажа — гербы уездных городов Рязанской губернии. Всего на фасаде 11 гербов.
Парадный зал стали называть Колонным. Похожие залы появлялись почти во всех губернских центрах Российской империи. Все равнялись на московский Колонный зал Дворянского собрания, известный в советское время как Дом союзов. Парадный зал в Рязани также украшали колонны, расставленные по периметру. Колоннада поддерживала антресоли-хоры. На боковой стене зала между двумя центральными колоннами находился огромный портрет государя, а над ним — двуглавый орёл.

Именно в здании Дворянского собрания большевики объявили о своей победе. После 1917 года здание занял военно-революционный комитет. Теперь вместо оперных певцов здесь отметились ораторы-революционеры: Н.#nbspКрупская, М. Калинин и А. Луначарский. Главный зал переименовали в Красный. В камерном зале на углу Почтовой улицы расположился кинотеатр «Октябрь». С середины ХХ века здесь размещались дворец бракосочетаний и Дом офицеров. С 1996 года — Рязанская областная Дума.
Дом Рюмина
(Улица Свободы, 57)
Самый большой частный дом Рязани начала XIX века — это, конечно же, дом Гаврилы Рюмина. Дом включал в себя 52 жилых и 11 нежилых комнат. Такое здание могло принадлежать только очень состоятельным хозяевам. И действительно, Гаврила Рюмин считался самым богатым рязанским купцом. Начинал юный Гаврила «мальчиком на побегушках» и, как и многие конкуренты, сколотил своё состояние на винных откупах. Купец с фамилией Рюмин разбогател на торговле водкой. Часто бывало, что купцы сами себе придумывали фамилии по роду деятельности, но здесь история другая: род Рюминых в Рязани известен ещё с XVII века. Родоначальником оказался некий Сенька Рюма. По Далю «рюма» — это плакса и нытик. До второй половины XVIII века о Рюминых не было и не слышно, но Гаврила Рюмин не только разбогател, но ещё и получил дворянство — чин статского советника.
В 1787 году уже разбогатевший купец Гавриил Рюмин покупает участок для строительства дома на Гостиной улице (позже Владимирской, ныне ул. Свободы). Самая старая часть дома, возведённая в 1790-е годы — центральная, с шестиколонным портиком и треугольным фронтоном. В начале XIX века Рюмин построил два симметричных флигеля: один вдоль улицы Гостиной, другой — у оврага. К 1816 году главный дом соединили с флигелями, образовав длинное здание, протянувшееся от улицы до оврага. Участок постепенно расширялся, хозяин скупал соседние территории. Неслучайно Рюмин купил именно этот участок с оврагом. Речка и перепады рельефа позволили устроить пейзажный сад с прудом. Сейчас это Центральный городской парк.
В особняке Рюмина в 1820-е – 1830-е останавливались императоры Александр I и Николай I. Это был самый богатый дом в городе.
При общей строгости композиции и фасадов центральная часть с портиком богато украшена лепными вставками. Архитектор дома Рюминых неизвестен. Предполагается, что им мог быть кто-то из учеников Матвея Казакова.
После смерти в 1827 году Гаврила Рюмин оставил 12 тысяч крепостных и 15 миллионов рублей. Для провинциального города это были безумные деньги. Дом перешёл его сыну Василию, но в 1833 году был выкуплен братом Николаем Гавриловичем, который пожертвовал здание Рязанской мужской гимназии. Гимназия разместила здесь пансион для дворянских детей, который занимал дом вплоть до 1917 года.
После революции центральную часть здания отдали под конторы, а во флигелях разместили коммунальные квартиры, разделив большие залы фанерными перегородками и дополнительными перекрытиями. За полвека некогда самый богатый дом в Рязани пришёл в жуткий упадок, коммунальный быт сделал своё дело. На фотографии можно видеть дом в 1960-е годы. В 1980-е было принято решение расселить «коммуналки» и привести дом в порядок. Для слома фанерных перегородок и временных перекрытий пригласили взвод солдат, которые за ночь разнесли в щепки всё ненужное. В отреставрированном здании разметили художественный музей, который здесь и находится до сих пор.

Летний дом Дворянского собрания и сад трезвости
(Улица Урицкого, 72)
Напротив усадьбы Рюмина, на другой стороне бывшего оврага стоит чудесное деревянное здание, весь фасад которого покрыт кружевной резьбой. Автором этого здания, построенного в 1904 году, является губернский архитектор Иван Степанович Цеханский.
В 1901 году Рязанское общество трезвости арендовало сад на Астраханской улице для организации культурного досуга жителей города. По иронии судьбы, с одной стороны в сад выходил дом Рюмина, в котором в то время располагался пансион мужской гимназии, а с другого края стояла портерная, в которой выпивали и весело проводили время ученики той же самой гимназии. В 1904 году в саду трезвости появился целый комплекс летних павильонов.
Сад трезвости и его павильоны до революции
Приобщать население к культуре и отучать от пьянства пытались разными способами: летом на специальной круглой эстраде каждый день играли музыканты, по выходным давали концерты военные оркестры, в летнем театре выступала опереточная труппа, показывался синематограф, можно было поиграть в бильярд. Зимой в саду устраивали каток. Из всех павильонов до нашего времени сохранился только главный — летний клуб Дворянского собрания. В начале ХХ века такое название было не более, чем условностью. Пускали, конечно же, не только дворян, но и всех прилично одетых горожан. Вход в сад был платным, но посетителей это не отпугивало.
Так летний клуб Дворянского собрания выглядел вскоре после постройки
Несколько позже здание перестроили, расширили второй этаж. Треугольный фронтон заменили куполом и добавили большое количество новых резных деталей. Галерея, окружавшая корпус по периметру, изначально была открытой, незастеклённой. На этой террасе до революции располагался ресторанчик. Крыша веранды была доступна для прогулок по всему периметру здания, в советское время деревянную ограду разобрали и выйти со второго этажа теперь можно только на центральную часть балкона.
После революции сад превратился в обычный городской парк, про трезвость все давно забыли, и многие с удовольствием распивали спиртные напитки на лавочках в этом сквере.
По иронии истории в советское время сад трезвости жители Рязани прозвали «пьяным парком».
В здании летнего клуба Дворянского собрания в 1925 году разместили дом пионеров. Открытие клуба юных пионеров приурочили к годовщине смерти Ленина. На тот момент в клубе в четырёх кружках занималось 200 детей. В 1930-е годы клуб стремительно разрастался, выросло и количество кружков: фотостудия, театр кукол, оркестр народных инструментов, изостудия, духовой оркестр, краеведческий кружок, радиоклуб, клуб собаководов, литературный блок, авиамодельная студия, спортивный центр и так далее. К 1952 году число воспитанников дома пионеров возросло до 2 000 человек, а количество студий и кружков до 39. Профили кружков охватывали все увлечения молодёжи тех лет.
В 1950-е годы небольшое здание уже трещало по швам от безумного количества кружков и их посетителей. В 1952 году было принято решение построить новый дворец пионеров на улице Есенина. Готов он был к 1957 году.
На внутренней стене веранды висит эмалированная табличка 1950-х годов с названием улицы. Изначально её было видно с улицы, галерею остеклили позже.

Многое сохранилось и в интерьерах здания, например деревянная лестница на второй этаж
Резные элементы, сохранившиеся с 1905 года
Главный зал клуба, где выступал театр и демонстрировался синематограф — первый кинотеатр Рязани. Сейчас в бывшем клубе Дворянского собрания и доме пионеров располагается дворец народного творчества.
Сад трезвости в 2016 году. Низина посреди парка — след оврага, по которому когда-то текла речка и где во времена Рюминых был пруд.
Гостиница Штейертов
(Улица Ленина, 46)
На углу улиц Ленина и Почтовой стоит одно из немногих зданий в Рязани, имеющих элементы стиля модерн. Уже почти 100 лет здесь размещаются органы госбезопасности, ВЧК-ОГУП-НКВД-КГБ-ФСБ. До революции это была шикарная гостиница, принадлежащая немцам Штейертам.
Гостиницу открыл в 1890-е годы обрусевший немец Карл Штейерт. Изначально здание было двухэтажным, оформленным в стиле эклектики. На фотографии рубежа XIX-XX веков гостиница — это светлое здание в левой части кадра. Под карнизом на втором этаже в кадр влезла часть доски, видны буквы «...ЕРТЪ». Вероятно, это надпись «Штейертъ».

Это снимок 1900-х годов, уже после надстройки и перестройки гостиницы. От изначального декора остался только руст и наличники первого этажа. И то, они были немного переделаны. Кроме того, в подписи к этой открытке издатели явно ошиблись с фамилией немцев: никакие господа по фамилии Штейфт тут не значились.
Уже вскоре после открытия, в 1890-е годы гостиница заняла одну из лидирующих позиций в городе. Она имела невиданные до этого в Рязани технические новинки: телефон, электричество, водопровод и канализацию. У Штейертов имелся даже собственный пароход, который катал по Оке постояльцев гостиницы. Останавливались здесь только состоятельные люди. Одним из постояльцев был певец Фёдор Шаляпин, выступавший напротив, в Дворянском собрании.

Чтобы соответствовать статусу и не отставать от модных течений в архитектуре, в 1900-е годы над гостиницей не просто сделали надстройку для увеличения дохода, но и полностью изменили декор. Здание обильно украсили деталями в стиле модерн. После перестройки здания гостиница считалась лучшей в городе.

Наиболее смело в стилистике модерна оформлен надстроенный третий этаж. Угловое окно имеет скошенные углы сверху — эта деталь заимствована из северного модерна. Мотивы ар-нуво также прослеживаются и в балкончике, к счастью, сохранившем свои подлинные криволинейные решётки.
Конечно, до уровня московского модерна было далеко. Провинциальный модерн более наивен и эклектичен, в нём меньше ощущается влияние франко-бельгийского ар-нуво. Декор угловой части первого этажа разномастный. Руст напоминает о классицизме. Украшения со львами, поддерживающими эркер, эклектичны, характерны для архитектуры второй половины XIX века, а вот окно — это наиболее новаторский элемент. Сохранилась подлинная столярка изогнутых оконных рам в стиле модерн. Увы, на втором и третьем этажах рамы угловых окон заменили современными пластиковыми стеклопакетами.

На дореволюционной чёрно-белой фотографии видны несохранившиеся детали здания. Во-первых, это крыльцо с козырьком с левой стороны и балкон над ним. Во-вторых, подлинные рамы угловых окон второго и третьего этажей. И, наконец-то, дверь в стиле модерн, ведущая с угла в полуподвальный этаж. Эта дверь вела в кондитерскую Эйних, очень популярную в Рязани в начале ХХ века.
После революции здание, отобранное у Штейертов, заняли чекисты. Они часто забирали себе самые богатые дома в городе. Например, московская Лубянка до революции являлась шикарным комплексом доходных домов «Страхового общества «Россия».

Несмотря на то, что львы для нового декора архаичны, это одна из самых ярких деталей гостиницы
Особняк Лебедева
(Улица Полонского, 13)
В продолжение темы модерна важно упомянуть дом купца Павла Лебедева на улице Полонского (бывшей Дворянской). Знатоки скажут, что это и не модерн вовсе, а эклектика, и будут правы. Тем не менее, архитектор явно вдохновлялся известным московским особняком в стиле модерн.
модерн. А теперь давайте сравним с московским прототипом — собственным особняком мастера модерна архитектора Льва Кекушева на Остоженке:
Дом Кекушева в Москве по образу напоминает европейский средневековый замок, но по деталям это модерн. Архитектор дома Лебедева в Рязани почти скопировал объёмы и крупные детали кекушевского дома, но мелкие детали фасада выполнены совершенно в другом стиле. В них нет и ни намёка на модерн, декор эклектичен, близок к неоренессансу, местами используются мотивы рококо.
Одна из интереснейших деталей — балконная дверь, сохранившая подлинную столярку и расстекловку. Прямоугольная дверь накладывается на круглое окно, будто образуя прорезь в виде замочной скважины — мотив, широко использовавшийся в стиле модерн. Однако кроме этой детали никаких намёков на модерн здесь нет.

Некоторые литературоведы считают, что этот дом стал прототипом дома Лары Антиповой в Юрятине из «Доктора Живаго». Пастернак приезжал в Рязань в 1920-е годы, мог увидеть этот дом и услышать о рязанских купцах Живаго.
Купец Павел Лебедев долго в этом доме не прожил, и через несколько лет продал особняк доктору медицины, земскому врачу, хирургу и офтальмологу Василию Правдолюбову. Здесь, в своём доме врач амбулаторно принимал пациентов с различными болезнями внутренних органов, а также работал в области гинекологии и офтальмологии. Одну из комнат даже переделали в стационар на несколько коек. Однако и Правдолюбов здесь долго не задержался, а переехал в новый особняк на Николодворянской, продав дом другому врачу, специалисту по детским и женским болезням, Сергею Виноградову. Вскоре грянула революция, и Виноградову пришлось покинуть особняк. Интересно, что владельца такого шикарного дома не затравили в советские годы, и он даже смог получить звание заслуженного врача СССР.
Особняк Лебедева в 1924 году. Станция скорой помощи. Больничная пристройка слева появится только в 1950-е годы
Кое-что осталось на память от первого владельца особняка, купца Павла Лебедева, а именно вензель в виде переплетённых букв PL — инициалов хозяина дома. Такие вензеля — очень модная деталь на купеческих особняках конца XIX — начала ХХ веков.

Сохранилась ещё одна неожиданная деталь — ступеньки крыльца, выложенные метлахской плиткой. Обычно подобной керамической плиткой выкладывали полы в парадных подъездах доходных домов или в комнатах и холлах особняков, а иногда на площадке перед входом в дом с улицы. Ступеньки — это очень редкий и уникальный вариант применения метлахской плитки.
После революции дом сохранил медицинское назначение, в 1920-е здесь расположилась станция скорой помощи. Сейчас особняк занимает одна из кафедр Рязанского медицинского университета.
И, раз уж зашла речь о медиках, а тем более об офтальмологах, вспомним всем известную поговорку о грибах с глазами в Рязани. Фото сделано в одном из рязанских дворов.

Мы окулисты из Рязани
Не много просим у судьбы
Чтоб на приём не приходили
Грибы
© zrbvjd

Католический костёл
(Улица Щедрина, 5)
Костёл Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии построен на улице Абрамовской (ныне Щедрина) в 1894 году в стиле неоклассицизм. К 1916 году в Рязани насчитывалось около 1 000 католиков, большую часть из которых составляли поляки.
Последним настоятелем этого костёла стал Стефан Николаевич Войно, бывший викарий. Настоятелем он стал в 1918 году. После революции община сократилась в результате гонений, и в 1935 году храм закрыли. Во избежание ареста настоятель Войно бежал в Москву. Костёл передали Рязанскому художественному училищу. При этом сначала здесь разместилось общежитие, для чего пришлось делить единый зал костёла на два этажа. Позже в здании расположили учебные классы и мастерские. Они остаются здесь и по сей день.
На этой фотографии, по бокам от верхнего правого окна хорошо видны следы лучковых перемычек, завершавших изначальные окна костёла. Между окнами по вертикали видны кирпичи 1930-х годов, которыми закладывали высокие оконные проёмы костёла. Качество этих кирпичей хуже, чем у изначальных. Кладка получилась неровной, раствор вымывается, и дырки между кирпичами приходится заделывать новым цементом. Да и сами кирпичи разваливаются, что не скажешь про качественную кладку 1894 года.
Сохранился изначальный пол перед входом в костёл, выложенный цветной терракотовой плиткой
Декор костёла строится на контрасте краснокирпичной кладки и вставок из белого камня. Зданию повезло: в советское время его не покрасили.

С 2000-х годов католическая община Рязани пытается вернуть себе здание костёла. Но, в отличие от РПЦ, у католиков гораздо меньше рычагов влияния, и пока что вопрос передачи костёла не решён. Кроме католиков на здание претендует и соседний Дворец детского творчества. Католики же периодически собираются и устраивают службы перед входом в костёл.
На заднем плане — Рязанский дом творчества
Первая городская электростанция
(Соборная площадь, 18)
До 1895 года электричества в Рязани не было. На рубеже XIX—XX веков появляется несколько небольших частных электростанций, вырабатывающих ток только для освещения одного объекта или территории вокруг него. Одна электроустановка с паровой машиной освещала железнодорожный вокзал, другая — казённый винный склад, третья — усадьбу губернской земской больницы (Большая Мещанская, ныне Семинарская улица). Четвёртая освещала витрины магазина братьев Шульгиных на Почтовой улице, и пятая находилась у держателя кроватной мастерской Фёдорова, на улице Селезнёвской (ныне Пожалостина).

Ситуацию изменил предприниматель Сергей Морозов, перебравшийся в Рязань в 1905 году. Первым делом он устроил временную электростанцию, дающую свет фонарям на Соборной, Почтовой и Астраханской улицах. Освещение осуществлялось посредством угольных ламп — «свеч Яблочкова». Власти заинтересовались новинкой, и в 1910 году Морозову дали разрешение построить полноценную городскую электростацию.
В 1911 году здание электростанции на Болдаревской улице (ныне Некрасова) было готово. В архитектурном плане здание похоже на постройки зодчего Максима Геппенера в Москве. Это так называемый кирпичный стиль, с элементами готики и романского стиля.
Здание в изначальном виде, 1911 год. Обратите внимание на окна второго этажа в левой части здания. Это парные окна со стрельчатыми завершениями
Изначально здание было одной высоты по всей длине, но строилось оно с заделом под надстройку по мере надобности увеличения мощности. В нём работали две динамо-машины постоянного тока, каждая по 150 киловатт мощности. Их вращали два керосиновых двигателя. В то время электростанция давала городу ток мощностью 100 вольт. До революции здание успели надстроить в двух местах, и увеличить мощность до 800 киловатт. Длина осветительных сетей в Рязани составила 20 вёрст.
Электростанцию надстроили в двух местах — три секции с левого края здания, и ещё две по центру. Парные готические окна второго этажа заменили на одинарные арочные
В 1920-е годы власти развернули всеобщий план электрификации ГОЭЛРО, появились новые электростанции, и мощность Морозовской окончательно перестала быть актуальной к 1937 году. Электростанцию закрыли, а здание отдали Хлебозаводу № 1. Он здесь располагается до сих пор.
Окна второго, третьего и четвёртого этажа. Декор, как и у католического костёла, сочетает в себе краснокирпичные стены и белокаменные детали, например замковые камни.

Все семь вышеописанных зданий за последние 100 лет сменили заложенное проектировщиками назначение. Дворянское собрание побывало военно-революционном комитетом, ЗАГСом и Областной Думой. Дом купца Рюмина успел побывать пансионом мужской гимназии, жильём, набитым «коммуналками» и в итоге приютил художественный музей. Гостиница Штейертов превратилась в штаб органов госбезопасности. Католический костёл стал корпусом художественного училища. В здании электростации уже давно хлебозавод. Особняк Лебедева перевоплотился в больницу, а потом стал частью медицинского института. И только летний клуб Дворянского собрания избежал радикальных перемен в назначении, почти сохранив суть и сменив только название.