Рязанский
кремль

Визитная карточка города

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Нынешняя Рязань до XVIII века называлась Переяславлем-Рязанским. Город под названием Рязань находился в 50 км ниже по Оке и в XI–XIII веках был столицей Рязанского княжества. В 1237 году он был стёрт монголами с лица земли, и столицу перенесли в Переяславль, который был переименован в Рязань только в 1778 году. От старой Рязани остались лишь земляные валы. Зато Переяславль-Рязанский возвысился и обстроился в XV—XVII веках каменными храмами и палатами, которыми мы можем любоваться и по сей день.
Переяславль-Рязанский в начале XIII века. Реконструкция Е. Д. Шеко
Переяславль-Рязанский был основан в 1095 году. И если в XII–XIII веках он был всего лишь рядовой крепостью Рязанских земель, то с XIV века город превратился в новую столицу княжества и должен был стать по-настоящему неприступным. Сказано — сделано: были построены новые деревянные стены, в XVI веке появилась первая каменная башня — Глебовская, сейчас на её месте стоит колокольня.
Оборонительные валы насыпали ещё в XIII веке. До XVII века на них стояли деревянные стены. Каменный мост через ров — главный вход в Рязанский кремль. Мост был построен в XVIII веке в качестве замены прежнему, деревянному.
Рязанский кремль в XVII веке. Реконструкция
В. Кузьмина.
На картинке справа изображён Рязанский кремль в 1696 году. C трёх сторон крепость окружала вода — река Трубеж и впадающая в неё Лыбедь. С четвёртой стороны проходил ров. Весной, во время половодья, кремль превращался в неприступный остров, окружённый водой со всех сторон. Видно, что в кремле было несколько монастырей, гораздо больше церквей и целая сеть кривых улиц с деревянными домами знати. Все эти улицы были зачищены в XVIII веке в ходе реконструкции города. Из монастырей остался только один — Спасо-Преображенский.

Прогуляемся по современному Рязанскому кремлю и обратим внимание на детали всех его построек
КОЛОКОЛЬНЯ
С XVI века на месте колокольни стояла единственная каменная башня Рязанского кремля — Глебовская. В XVIII веке она уже утратила оборонительную функцию и была разобрана. Тогда ещё к старому не относились как к чему-то ценному, и башню просто снесли, без всякого сожаления. В 1783 году решено было построить колокольню, за три года были собраны пожертвования от жителей города, но к постройке приступили только в 1789 году. Пригласили костромского архитектора С. А. Воротилова, по доработанному проекту которого к 1797 году возвели первый ярус, после чего последовал большой перерыв. Второй ярус построили только после войны с французами, в 1816 году, по проекту архитектора И. Ф. Русско. Деньги на строительство выделил богатый рязанский купец Николай Рюмин.
Колокольня — рекордный рязанский долгострой, её возведение растянулось на целых полвека. Все четыре яруса колокольни построены в разное время четырьмя разными архитекторами.
После второго яруса — опять перерыв. Лишь в 1832 году город дал деньги и устроил конкурс, который выиграл знаменитый архитектор Константин Тон, автор проекта Храма Христа Спасителя и Большого Кремлёвского дворца в Москве. Третий ярус украсили скульптурами ангелов, дующих в медные трубы. Тон планировал завершить колокольню этим ярусом, но не тут-то было.

Декор третьего яруса самый богатый
Главный архитектор Рязанской губернии Н. И. Воронихин убедил церковные власти в необходимости строительства ещё одного, четвёртого яруса. Может быть, хотел использовать шанс построить колокольню высотой с московского Ивана Великого, но нагрузки были рассчитаны Тоном лишь на три яруса. Пришлось схитрить и сконструировать четвёртый ярус из металла — он намного легче кирпича. Достроили четвёртый ярус и 25-метровый шпиль в 1840 году, завершив эпоху классицизма в Рязани.

Стены четвёртого яруса из металла, потому они такие узкие. Но издалека и не заметишь.
Колокольня высотой с 30-этажный дом — до сих пор самое высокое здание в городе, не считая телевышки.
УСПЕНСКИЙ СОБОР
До конца XVII века Успенским собором был нынешний Христорождественский, который стал слишком мал для главного храма города, и в 1677 году рязанский митрополит Иосиф подал прошение самому царю Фёдору Алексеевичу о строительстве нового собора. Царь дал добро. Места не было, и для устройства стройплощадки пришлось ломать зелейную (пороховую) палату. Наконец, в 1684 году приступили к работе. Строить подрядился зодчий Фёдор Шаритин и его подмастерья Калинин и Сусанин. Дело шло очень медленно, и спустя три года строительства, в 1686 году, был готов только подклет. Незадачливых мастеров уволили и тут уж решили не мелочиться и пригласить архитектора из Москвы. Ходит легенда о том, что в Рязань приехал легендарный зодчий-новатор Осип Старцев. Далеко не факт, что строил именно он, но кто бы то ни был, строительство набрало темп, и к 1692 году собор был почти готов, подведён под своды, даже барабаны наполовину сложены. Но вдруг...
18 апреля 1692 года недостроенный собор неожиданно рухнул, разрушив соседнюю церковь Варлаама Хутынского в Спасском монастыре
До сих пор остается загадкой, что же стало причиной обрушения. По одной версии, виноваты ошибки в технологии строительства и расчётах, по другой — подвижки грунтов. На месте храма до XVII века находилось озеро Быстрое. После разбора завалов пришлось начинать всё сначала, искать зодчих, устраивать подрядные торги. Торг выиграл архитектор Яков Бухвостов, известный мастер конца XVII - начала XVIII веков.
Собор строили семь лет, к концу 1699 года подвели под крышу, но ещё два года доделывали иконостас и декор фасада. Освятили церковь 15 августа 1702 года. За основу композиции Бухвостов взял Успенский собор Московского Кремля: все города пытались строить соборы по примеру столичного. Много позже, в XIX веке, эта же история повторилась с Храмом Христа Спасителя. Но вернёмся к рязанскому собору.
Успенский собор в Рязани стал самым большим собором своего времени в России. Он на 10 метров выше церкви Вознесения в Коломенском и почти в два раза выше Успенского собора в Москве. Чтобы эта громадина крепко стояла, стены пришлось делать шириной 2,4 метра.
Высота собора от земли до верхней точки креста — 71 метр. Основной объём представляет собой стоящий на подклете параллелепипед высотой 28 метров, шириной 31 метр и длиной 45 метров. Он и был бы простым кубиком, если бы не шикарная белокаменная резьба.
Архитектура Успенского собора тяготеет к нарышкинскому стилю, сформировавшемуся в эпоху молодости Петра I. Это было время, когда благодаря увлечениям царя в русскую архитектуру в очередной раз с новой силой проникали европейские стили. Раньше этот стиль называли «нарышкинским барокко» (до сих пор во многих книжках пишут именно так). Но барокко — это всё-таки стиль пластичных объёмов и форм и только во вторую очередь декора. Собор в форме куба не может быть барочным. Барокко — это Смольный в Санкт-Петербурге или Храм Климента в Москве. «Нарышкинским» стиль называется по одним из главных заказчиков в Москве — матери Петра I и её родственникам. В Европе подобную архитектуру называют маньеризмом, в русской архитектуре подобного понятия нет вообще. Так что лучше доверимся современным исследователям архитектуры и будем называть его «нарышкинским стилем», а не барокко.

Мастера постарались на славу, резьба выполнена виртуозно. Основная тема декора — растительные орнаменты. Здесь можно найти виноградные гроздья, листья, цветки, фрукты. Где-то они вполне реальны, где-то переплетения совершенно абстрактны, но одно можно сказать точно — декор не повторяется.
Чем выше, тем меньше декора — всё продумано для лучшего восприятия зрителем. Ещё, оказывается, здесь не все линии параллельны. Кривизна придаёт собору очарование, в ней чувствуется дух древности
Сто лет собор простоял нормально, без происшествий. Но природные стихии сделали своё дело. Храм стоит на открытом месте и доступен всем ветрам. Бурями часто срывало купола и крышу. Слюда выбивалась ветром, и зимой внутрь заносило снег. Летом свои напасти: птицы решили, что иконостас собора — подходящее для них место и принялись вить там гнёзда, плодиться и перекрикивать батюшек на службах. С грунтами тоже не всё в порядке. К началу XIX века появились большие трещины в стенах. И вдруг...
В 1800 году церковные власти захотели снести собор и построить новый. Однако жители города с этим не согласились. Купцы Рюмин и Мальшин пожертвовали деньги на восстановление и снова пригласили архитектора из Москвы. Через четыре года собор вновь освятили.
ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР
Успенский собор — чемпион по многим параметрам. Он и самый большой, и самый впечатляющий по декору, но кое в чём он всё-таки проигрывает другим церквям. Речь идёт о возрасте. По этой части впереди всех Христорождественский собор. Это самое старое здание в Рязани. Заложен собор был ещё в конце XIV века Олегом, великим князем Рязанским. В те времена он был главным собором Рязани и назывался Успенским, но после строительства нового здания Успенского собора получил нынешнее посвящение. Несколько раз он перестраивался в соответствии с модными тенденциями в архитектуре, и в XIX веке приобрёл вид, ничем не напоминающий о древности. Получился провинциальный классицизм, да ещё и с добавлением наивных попыток «под старину» — мотивов зарождающегося псевдорусского стиля.
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР
Архангельский собор кажется крохотным по сравнению с Успенским, незаметно прячется за ним, да ещё и большую часть дня остаётся в его тени. Однако увидев этот собор, мы понимаем, что он древний. Построен этот храм был ещё в конце XV века в качестве домовой церкви рязанских князей. В последующие столетия сильно не перестраивался, сохранил черты изначальной архитектуры. Правда, к 1756 году обветшал настолько, что службы в нём проводить было опасно. Полвека здание простояло заброшенным, и только к 1819 году его отреставрировали. Заметим, что в Рязанском кремле, как и в Московском, недалеко друг от друга стоят Успенский и Архангельский соборы. Но, если в Москве в Архангельском соборе хоронили великих князей, то в Рязани — архиереев.
ДВОРЕЦ ОЛЕГА
Все привыкли называть его дворцом Олега, но это название из разряда фантастики. Первый камень этого здания заложили только в середине XVII века, а князь Олег умер ещё в 1402 году. На самом деле эта длинная трёхэтажная постройка возводилась для рязанских архиереев, но, по мнению историков, именно на её месте в XIII–XV веках находился княжеский двор. И ещё в копилку интересной информации о названии: дошли сведения о том, что в овальной раме под крышей здания в XVII–XVIII веках был изображён тот самый князь Олег.
Это здание — ликбез по архитектуре и традициям жилого строительства XVII и XVIII веков. Первые два этажа справа — допетровские, середины XVII века. Как и полагается, первый скромный, второй нарядный. До какой-либо логичности положения окон и симметрии ещё далеко. Третий этаж правой части — времён молодости Петра I, 1690-х годов. Он уже более европейский, декор более утончённый, появились резные капители. И, наконец, вся левая часть — это уже ранний классицизм времён Екатерины II. Тут уже всё строго и по линеечке.
Цветная фотография Прокудина-Горского, начало XX века
Вид с этой же точки сегодня
АРХИЕРЕЙСКИЙ ДВОР
Не так уж много осталось в России городов, где можно запечатлеть на фотографии вид «как с открытки XVII века»
На территории архиерейского двора кроме самой резиденции владык сохранилось ещё несколько зданий XVII века. Самые крупные из них — певческий и консисторский корпуса, оба середины XVII столетия, построены одним зодчим, предположительно, Ю. К. Ершовым. Он же, судя по всему, строил первый ярус архиерейского дома.
Со времён царя Алексея Михайловича здесь мало что изменилось. Красные крылечки, шатры, высокие крыши — даже при Петре I всё это уже казалось архаичным и часто перестраивалось по новой моде, но советские реставраторы старательно привели всё в изначальный вид, по крупицам восстанавливая древние постройки.

ГОСТИНИЦА ЧЕРНИ
На самом краю архиерейского двора, да и вообще всего кремля, стоит ещё одно интересное здание XVII века. Это самый настоящий таунхаус допетровской эпохи. Корпус состоит из семи изолированных секций, в каждой из которых два этажа, не имеющие внутренних лестниц. Попасть в любое помещение можно только с улицы. Причем на второй этаж каждой секции вели отдельные деревянные лестницы. Реставраторы для примера восстановили только одну. Обратная стена вообще не имеет ни дверей, ни окон, в XVII веке она выходила на одну из кремлёвских улиц и фактически играла роль крепостной стены архиерейского двора. Изначально здание использовалось как амбар для хранения зерна и других съестных припасов, но в XIX веке тут устроили гостиницу. Да, для черни.
СПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ
Фотограф Прокудин-Горский, судя по всему, вошёл в кремль через колокольню, и прямо из её арки сфотографировал Спасский монастырь
Мы через сто с лишним лет последовали его примеру
Спасо-Преображенский монастырь основан, как считается, в конце XIII или в начале XIV века. Почти до середины XVII века в нём не было ни одного каменного здания, и только в 1640-е годы была построена Богоявленская церковь. Её мы и видим в кадре сверху, издалека кажется, что она прижата к Успенскому собору. Кстати, именно с колокольни этой церкви начинался утренний звон в Рязани. Так повелось ещё с 1520-х годов, в то время и церковь, и колокольня были деревянными. Богоявленская церковь стоит у ограды монастыря, а прямо в центре его территории возвышается Спасо-Преображенский собор. К его декору стоит присмотреться особенно внимательно.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ДУХА
А теперь отправляемся в самый дальний угол Рязанского кремля и обнаруживаем там ещё одну церковь — Святого духа. В XV–XVIII веках это был целый Духов монастырь, но в итоге от него остался лишь один храм. Зато какой! Это единственный шатровый храм в Рязани. И один из немногих сохранившихся двухшатровых храмов XVII века во всей России.
Шатровые храмы
С древних времён на Руси строили шатровые церкви. Но до XVI века все подобные церкви были деревянными, ведь из дерева гораздо легче построить шатёр, чем выделывать барабаны и купола. А вот каменные шатровые храмы, появившиеся в начале XVI века — явление абсолютно уникальное, нигде в других странах не имеющее аналогов. Строили их всего полтора века, в 1652 году патриарх Никон отрезал: «строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить». Видимо, это был отказ от всего старого, дореформенного, а может, стремление патриарха к византийским канонам. Шатровые колокольни — отдельная история, их запрет не коснулся. Теперь даже в Москве с её «сорока сороками» шатровые церкви можно сосчитать по пальцам.
Старинное надгробие
На территории монастыря находилось целое кладбище. Всё, что от него осталось — это одно белокаменное надгробие XVII века. В советское время кладбище уничтожили. Надгробиям могли находить совершенно разные применения. Например, раздробить их на щебёнку — лужи засыпать. Или вытачивать из них бордюрные камни.
Продолжение следует. Оставайтесь с нами!