Неизвестная Рязань
Неизвестные рязанские дома и их детали. То, о чём не пишут в путеводителях
Помимо признанных достопримечательностей, мелькающих в путеводителях, в Рязани есть много интересных мест, неблагодарно обделённых вниманием.
Самый узкий дом в Рязани
(Улица Урицкого, 69)
По адресу улица Урицкого, дом № 69 стоит очень узкая постройка, метра четыре шириной. Домик вмещает всего лишь узкую комнату с единственным окном посередине. Он как будто попал сюда из Европы — то ли из Франции, то ли из Голландии. В средневековой Европе налог взимался из расчёта ширины дома — чем шире, тем больше денег приходилось платить. В просторной России таких правил никогда не было, владения в большинстве случаев имели ширину больше 10 метров. Так зачем было строить дом шириной в одно окошко?
На самом деле границы владения здесь ни при чём. Участок был большим, по правую сторону от узкого дома доходил до самого Газетного переулка. Газетным этот переулок называется благодаря хозяевам этого домовладения — купцам Малашкиным. В 1891 году Н. Д. Малашкин в своей же усадьбе начал издавать первую частную газету в Рязани — «Рязанский справочный листок». Главный жилой дом усадьбы стоял по адресу Газетный переулок, дом № 3. Двухэтажный деревянный дом на каменном подклете, к сожалению, сгорел несколько лет назад. Вдоль Приклонской улицы (нынешняя Урицкого) с конца XIX века стоял длинный двухэтажный деревянный дом. В начале ХХ века Малашкины решили на границе владения пристроить к нему узкую кирпичную секцию, выполняющую роль брандмауэра, призванного спасти деревянный дом от огня в случае пожара в соседней усадьбе. В 2000-е годы деревянное строение снесли, построив на его месте новый жилой дом. Так от комплекса построек осталась только кирпичная секция.
Вид с крыши на задний фасад самого узкого дома. Войти в него можно только со двора, через одноэтажную пристройку

Возможно это самый узкий жилой кирпичный дом не только в Рязани, но и во всей центральной части России
Узкий кирпичный дом теперь фактически единственное старинное здание в этой части улицы Урицкого
У этого дома есть ещё одна интересная деталь. Если внимательно приглядеться к его первому этажу, отчетливо видна разница в кирпичной кладке вокруг окна. По-видимому, это след изначально заложенного округлого окна в виде замочной скважины. Такие окна характерны для стиля модерн. Увы, подобные архитектурные излишества в советские годы не ценили, а содержать их было более обременительно, чем простое прямоугольное окно. Кстати, сверху по бокам видны остатки лучковой перемычки, поддерживающей свод старого заложенного окна.



Загадочная башня во дворе многоэтажек
(Улица Горького, 15)
На улице Есенина, в квартале типовых панельных домов, привлекает внимание двухэтажное кирпичное здание начала ХХ века, выкрашенное в ярко-красный цвет. Сейчас его занимает Центр патологии речи детей и подростков. Если подойти поближе, в поле зрения попадает мрачная обшарпанная башня справа от двухэтажного корпуса.
Эти два здания — все, что осталось от архитектурного ансамбля Рязанской уездной земской больницы. Строили лечебницу в 1907—1910 годах; она представляла собой целый комплекс зданий, занимавших почти весь квартал между улицами Есенина (бывшей Ряжской), Горького (бывшей Мясницкой) и Фрунзе (бывшей Певческой). Больница имела ряд объектов инфраструктуры: прачечную, пекарню, водонапорную башню и котельную. Увы, в советское время здания пришли в запустение, и в 1980-е годы целый ряд построек снесли, застроив территорию многоэтажными жилыми домами. Оставили лишь главный корпус и башню соседнего здания. В башне долгое время находились мастерские художников, но в 2014 году их оттуда выселили.
Главный корпус привели в порядок в 2011—2012 годах, но старый красный кирпич зачем-то покрасили, повторив распространенную ошибку советских времён.
Рязанский модерн
Рязань совсем не ассоциируется с модерном, здесь нет шедевров этого стиля, но некоторые провинциальные композиции найти всё же удалось. Увы, они пребывают не в лучшем состоянии, некоторые планируются к расселению и, возможно, к последующему сносу.
Интересный образец модерна начала ХХ века томится по адресу улица Полонского, дом 17. Это наивный, провинциальный вариант трактовки новаторского стиля. Увы, дом изуродован стеклопакетами и застекленными балконами — реставрацией здесь и не пахнет.
Прорези сквозь штукатурные квадраты, три вертикальных полосы в лопатке — явные признаки модерна

над дверью подъезда сохранился фрагмент подлинной столярки с элементами модерна. Сама дверь, увы, заменена железной


На углу улиц Горького и Введенской стоит двухэтажный дом начала ХХ века в стиле эклектики. Самая интересная деталь — решетка уже несуществующего балкона. Вот здесь-то мы и видим модерн, который пытался прорваться сквозь консервативную для того времени эклектику. Этот балкон с решёткой — копия балкона гостиницы Штейертов. Возможно, оба здания проектировал один архитектор.


Отдельная тема — деревянная архитектура. В Рязани пока еще сохраняется большое количество милых домиков с резными наличниками. Некоторые уже отреставрированы, но многие по-прежнему запущены или даже заброшены. В некоторых деревянных домах чувствуется влияние модерна. Например, дом 62 на улице Свободы. Неприметный одноэтажный домик в пять окон шириной. Самое интересное в нем — наличники. В их резьбе чувствуется модерн.


Другой пример деревянного модерна стоит на той же улице Свободы под номером 39.
Кто украл наличники?
В Троицком соборе Свято-Троицкого монастыря с декором творится что-то странное. Сам собор был построен в 1695 году в «нарышкинском» стиле. В советское время монастырь оказался на территории промзоны, собор в 1950-е перестроили в один из заводских корпусов, наличники сбили, окна растесали, колокольню снесли. В середине 1990-х монастырь вернули верующим, а Троицкий собор отреставрировали. Наличники восстановили, но, видимо, по упрощенной технологии. Вместо того, чтобы воссоздать по сохранившимся следам их кирпичную и белокаменную резьбу, декор слепили из гипса и приклеили к стене. В результате часть просто отвалилась.
Все вышеперечисленные здания явно заслуживают большего внимания. Всем им требуется реставрация, а для начала — хотя бы таблички с кратким описанием. Кроме упомянутых зданий в городе несложно найти артефакты различных эпох — адресные таблички 1950-х годов, люки с клеймами 1930-х, ажурные козырьки XIX века над подъездами, незакрашенные кирпичные фасады домов. Всё это бесследно исчезает, но на улицах Рязани пока еще можно обнаружить многие интересные вещи.